Михаил Гурвич. О времени и об искусстве.

Люди взрослеют, по-настоящему становясь зрелыми, когда их взгляды на жизнь начинают совпадать с родительскими. Михаил Гурвич, вспоминая горячие творческие споры с отцом, во многом соглашается с ним сегодня, со знаменитым живописцем, выдающимся мастером современности Иосифом Гурвичем.

«Он был очень непрост для понимания, — говорит Михаил о Иосифе Гурвиче, — он ставил такие сверхзадачи в искусстве, которые на поверхности не лежат. Эта особенность отличает большого мастера. Искусство опережает время, если это — настоящее искусство, и опережает намного».

Михаил Гурвич — ученик своего отца, и этот факт в художественных династиях почти всегда и большая удача для художника и вместе с тем — творческое испытание, заключенное в поисках собственного пути. Художник отражает свое время, даже если обращается к сюжетам прошедших эпох или собственной фантазии. Михаил Гурвич приверженец реалистической школы, но вместе с тем, его реализм особенный, относящий зрителя к тонкому миру впечатлений, воспомининий, чувств. Он наделяет своих моделей такими глубокими эмоциями, так трепетно относясь к их душевным порывам, что невольно верится — художнику, пишущему портрет, открывается нечто большее, чем очевидно многим.

Работы последних лет отличает особенная манера, подчеркивающая психологизм: сдержанность колорита, профессиональная «недосказанность» и некоторая зыбкость изображения, как будто краски на холсте легко и прозрачно рисуют картину какой-то особенной ситуации, особенного состояния момента, в котором ощущается неуловимое присутствие некого таинства. О состоянии внутреннего напряжения в картине сам Гурвич говорит так: «Зритель, глядя на, казалось бы, обычный сюжет, должен понимать — там в картине «что-то происходит», что-то очень важное для изображенных, и для него, зрителя тоже». Одна из работ называется «Магия», где в портрете девушки все внимание привлекают, скорее, ощущения модели, чем ее изображение. «Предчувствие» относится к тем же сюжетам, где главное — душевные переживания персонажей.

«Ангелов никто не видел. Наверное, — улыбается художник, — но я видел. Во сне. Я верю, что нас что-то ведет по жизни. Не бывает случайностей, во всем —закономерность». Картина «Бремя Человека» Михаила Гурвича — парафраз на сюжет Гойи «Сон разума», как и картина «Предчувствие». Только сон художника Гурвича, в отличии от видений Гойи, рождает красавиц.

Лида, жена и муза Михаила — модель всех его сюжетов. Ее образ узнаваем во многих картинах Гурвича. В реалистических портретах жены художника, в движениях и поворотах головы собирательных образов, в чьих тонких профилях и кистях изящных рук читаются черты любимой художником модели.

«Художник пишет себя и Вечность» — одна из любимых цитат, которую Гурвич повторяет и в отношении своего творчества. «Между хорошей живописью и плохой разница только в понимании», — говорит Михаил,— поэтому зритель тоже должен быть одарен.

В 1969 году Михаил, выпускник школы с архитектурным уклоном поступил в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства. В 1972 году впервые участвовал в Профессиональной выставке МОСХа. Работал в эксперемантальной художественной лаборатории Рошелк в Москве. С 1975 года — член МОСХ России. Участник 58 выставок в России и за границей. Работы Михаила Гурвича есть в собраниях музеев и в частных коллекциях в России, Украины, США, Франции, Германии, Италии, Испании, Польши.

«Для искусства нет хороших времен, — уверен Михаил, — оно само создает время… или безвременье». Искусство художник ставит на высшую ступень приоритетов и жизненных ценностей. «Самое лучшее приложение сил человека — творчество и выращивание хлеба, — говорит Михаил, — только наивные думают, что можно обойтись без первого, тогда войны, ненависть и глупость оставят человечество и без второго.

«Талант — это знание профессии и постоянная неудовлетворенность. Искусством нельзя баловаться, — уверен Гурвич, — Если служение ему несеръезно, рано или поздно, это обнаружится, и падение будет неизбежным».

В мастерской художника Михаила Гурвича. Михаил Гурвич, Александр Рябичев, Даниэла Рябичева.


Репортаж: Александра Загряжская

Метки: > > > > > > >

Комментарии закрыты.