Галина Тихомирова, Ирина Покладова, Вячеслав Щербина-Сибирский,
Олег Филиппов, Виталий Копачев, Геннадий Красношлыков, Ольга Карелиц
Еще совсем недавно неосторожное, а тем более, публичное признание в сомнениях дорого обходилось проявившему такую неблагонадежность. Для большей части общества способность сомневаться никогда не числилась среди добродетелей — сомневающийся подозрителен. При любом государственном устройстве, субъект, склонный к сомнениям неудобен; возможно — даже опасен. Им слишком трудно манипулировать, заставить сделать “единственно правильный выбор” мнения, партии; — любого социального или индустриального продукта (тем более, в том случае, когда выбора как такового, не предусмотрено).
Однако, сомнение – та “субстанция”, без которой не может происходить развитие общества, науки, искусства. Поэтому в массовом сознании оно, как опасный, но в то же время необходимый элемент вытесняется в маргинальную зону. Сомнение допустимо для “странного ученого”, (говорящего о непонятном), или “рефлексирующего художника / поэта” – для тех, кому позволено быть за пределами стандартных решений. Для остальных же это качество признано в лучшем случае неконструктивным, либо как проявление слабости.
Неожиданное «оправдание сомнения» нашлось сравнительно недавно — оно считается фундаментальным отличием мыслящей и немыслящей природы (кибернетического устройства). Поскольку задачи, стоящие перед существами мыслящими, имеют инвариантный набор решений, то без эмпирических «взвешиваний» обойтись невозможно. По своей природе, вычислительной машине не присуще сомнение, состояние неопределённости парализует ее действие. Это означает, что пока машина не начнёт сомневаться, мы не получим конкурента человеческого разума в лице искусственного интеллекта. То, что на интуитивном уровне было хорошо известно, получило научное подтверждение.
Участников данного проекта объединило желание сказать о том, что необходимо для них «как воздух», и сделать это именно именно сейчас – когда от искусства все чаще требуют прагматических результатов, фактически приравнивая его к хозяйственной деятельности. Художники, работающих в разных направлениях, принадлежащих к непохожим пластическим школам декларируют «сомнение» — как путь к художественной и личностной свободе.