Сто лет назад Лев Толстой писал Махатме Ганди о том, что любовь «есть высший и единственный закон человеческой жизни . В своём произведении «Закон насилия и закон любви» он говорит: «Будь добрым и не противодействуй злу силою». Этот принцип повелевает воздерживаться от мнимых обид, от возмездия, считает необходимым прощение, любовь вместо мщения во всех без исключения случаях. «Тот, кто хоть раз испытал радость отплатить добром за зло, тот никогда уже не пропустит случая получить эту радость», — писал Толстой. Непротивление злу силой Толстой считал важнейшим нравственным жизненным законом, которому следовал сам. Для Ганди идея ненасилия стала не только этическим учением, но и ориентиром общественно-политического движения. Живя в разных разных концах земли, Лев Толстой и Махатма Ганди — русский мыслитель и идеолог освобождения Индии – создали особенную этику непротивления и ненасилия, которая с тех пор находит многих своих последователей.
Уникальная переписка Льва Толстого и Махатмы Ганди попала в Россию из Мемориального фонда Махатмы Ганди несколько лет назад и легла в основу федерального культурно-просветительского проекта «Открой доброте свое сердце». Философская переписка стала частью выставки «Махатма Ганди – Лев Толстой: уникальное наследие», открывшей в Москве проект Международной программы «Парад творческого наследия России и Индии» в Московском доме национальностей.
Людмила Секачева руководитель проекта, директор некоммерческого партнерства «Мир традиций»: «Когда Ганди был еще молодым юристом, он прочитал книгу Льва Толстого «Царство Божие внутри Вас» и эта книга очень изменила всю его жизнь, положила начало великой идеи, которую мы сегодня продолжаем, в соавторстве с философами можно добиться в жизни очень многого, относясь к миру с добром и любовью».
Кришна Рой участница проекта: «Два философа дали нам возможность понять, как можно сохранить мир, именно сохранение мира, доброты, любви, взаимопонимания — есть самое главное из всех философских учений».
В последние годы жизни Лев Толстой занялся углубленным изучением культуры и традиций Востока. Наиболее близкой мировоззрению писателя оказалась Индия. Выражаясь современным языком, Толстой синтезировал западные и восточные подходы к проблеме ненасилия и непротивления. Все учение Иисуса Христа, по мнению Толстого, является метафизикой и этикой любви. «То, что любовь есть необходимое и благое условие жизни человеческой было признано всеми религиозными учениями древности. Во всех учениях: египетских мудрецов, браминов, стоиков, буддистов и других, дружелюбие, жалость, милосердие, благотворительность и вообще любовь признавались одною из главных добродетелей». Однако только Христос возвысил любовь до уровня основополагающего, высшего закона жизни, дал этому закону адекватное метафизическое обоснование, суть которого состоит в том, что в любви и через любовь в человеке обнаруживается божественное начало.
Людмила Секачева: «Толерантность – мы считаем, такое действо, к которому человек идет осознанно и должен подготовить себя этому служению. Толерантность – это высшее искусство людей, и Махатма Ганди и Лев Толстой оставили нам высокие нравственные ориентиры на пути нашего совершенства».
С конца 2009 года проект осуществили в пяти регионах России: Москве, Тульской, Архангельской и Тверской областях, Ямало-Ненецком автономном округе. Организаторы утверждают, что выбирают территорию исключительно «по внутреннему убеждению», причем в приоритете именно отдаленные, «сложные», районы страны. Поэтому жителям регионов предлагается не только воочию увидеть переписку просветителей, но и самим ответить на вопрос «Что такое доброта?» – в рамках мероприятий проводится тематический конкурс.
Метки: "Мир традиций" > Дом национальностей > Кришна Рой > Лев Толстой > Людмила Секачева > Махатма Ганди > Рябичев Александр Даниилович