«Времена не выбирают, в них живут и умирают»… Этими словами поэта Александра Кушнера художник Анна Замула ответила на вопрос анкеты выставки в галерее «L». Ряд вопросов на тему «О времени и современности» организаторы предложили всем участникам, и в кратких отзывах художников, кажется, воплотились их жизненный и творческий опыт, позиция в искусстве и оценка своего соответствия времени.
Называя свою выставку «Прошлое-Будущее», авторы были озадачены вопросом современности. Соответствие своему времени — тоже талант, который наравне с мастерством делает художников классиками.
Знаменитые шестидесятники, чья молодость и творческая зрелость совпала с расцветом искусства в нашей стране — сегодня классики. Последующие семидесятые подарили не меньше талантливых мастеров своего времени. Восьмидесятые художники связывают с некоторым безвременьем, которое великодушно извиняют последующим взрывом интереса к их творчеству в девяностые. «Мы вдруг стали всем очень нужны тогда, — говорит куратор выставки Любовь Жуховичер, — мы стали всем желанны, все то, что было спрятано, что создавалось во времена «застоя» оказалось всем очень интересно. Это было хорошее время для художников».
Картина Любови Жуховичер «Созерцая пустыню Израиля»
Говорить о прошлом и будущем легче, чем оценивать настоящее время, как будто оно становится чем-то иным в наших мечтах или воспоминаниях. Этот парадокс зачастую становится грустным фактом — мы не всегда живем настоящим, но понимаем это поздно.
Картина Татьяны Петровой на тему прогулки по реке.
Простая прогулка по Оке художника Татьяны Петровой подарила автору и зрителям несколько вдохновенных полотен, ярких и эмоциональных. «Когда я иду на лодке по воде, — говорит Татьяна, — мне всегда кажется, что происходит что-то необыкновенное, очень значительное. В эти моменты я физически ощущаю счастье и помню это состояние всегда. Простые вещи, очень простые жизненные ситуации — самые важные».
Художник Феликс Бух.
Фото: Александра Загряжская
Феликс Бух уже много лет создает мозаику — одну из старейших техник в искусстве, известную еще до нашей эры. Как иллюстрация связи времен представлена его мозаика на архаичные темы и графика, созданная в семидесятые годы, когда художник путешествуя по стране, бывал во многих древних городах, где люди живут в своих домах, выстроенных собственными руками, очагом и садами за окнами, и укладом жизни, заведенным тысячи лет назад. «Главное, что я видел в этих путешествиях, — говорит Феликс, — это истоки человеческой жизни, с которыми я очень чувствую связь».
Связь прошлого и будущего Феликс Бух видит так же в традиции передавать свой опыт ученикам. Анна Замула пришла в мастерскую Буха уже состоявшимся художником, но древнее искусство мозаики, которым она занялась, навеяло ей многие сюжеты и в других техниках. Живопись на рубероиде — материале, как бы случайно оказавшимся под рукой вдохновленного внезапно художника, подчеркивает сюжет, связанный с главной темой экспозиции.
Картина на рубероиде Анны Замулы
Искусство дарит нам счастливую возможность осознать — жить надо сегодня. «Прошлое уже прошло, — говорят художники, —а будущее — не наступило». Осознав это, можно ощутить течение времени настоящего, каждый его прекрасный миг.
В мастерской Феликса Буха. Художник Феликс Бух и его ученица Анна Замула.
Фото: Александра Загряжская
Записала Александра Загряжская