НИКИТА ВОРОНОВ: «Скульптор Дмитрий Борисович Рябичев». 1985 г.

АВТОР: НИКИТА ВОРОНОВ. 1985 г.
фото: скульптор ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ РЯБИЧЕВ в своей мастерской на Светлом проезде

«Монументальное отношение» к портрету, умение сосредоточить внимание на главном, сознательное ограничение себя в деталях — все это серьезно помогает скульптору при работе над портретами-памятниками и надгробьями. Давно уже сложилась некая традиция портретного надгробия, всеми молчаливо признаваемая, хотя и спорная. По-видимому, ее сложению в какой-то мере помог обычай снимать с великого умершего гипсовую маску. Эти маски нередко служат потом основой для памятников-надгробий, в которых скульпторы обычно усиливают черты значительности и величия, некоей застылости, благородной возвышенности. Так рождается один способ портретного обобщения. Но смерть, как известно, «разглаживает» лицо, делает его невозмутимо-спокойным. Создается впечатление, что все земные заботы и треволнения оставили, наконец, человека, и облик его приобретает значительность, отрешенность от суетной повседневности, «потусторонность». Созданный на основе маски портрет не превращается в собирательный тип, он сохраняет свою индивидуальность. Лицо приобретает некую размеренную правильность, своего рода, «окаменелость», обычно, лишь какая-либо одна черта характера выявляется при работе над портретом сильнее, подчеркивается, становится доминирующей.
Разные виды портретных обобщений очень хорошо прослеживаются в работах Рябичева. Портрет «Бабы Насти» (1964) — это портрет тип. При взгляде на него вы может быть, даже скажете, что когда-то в жизни видели эту женщину.
Действительно, те, далеко не прекрасные особенности которые накладывают на лица пожилых неумолимые годы, переживания, болезни, — все они от печатались здесь. Вроде бы нет ни одной резкой или гротескной черты, но тем не менее, портрет кажется почти гротескным. Несмотря на, казалось бы, мягкие плавне линии скул и щек, выпуклость лба, в лице есть что-то бескомпромиссно-квадратное, а заостренный нос и подбородок вместе с пронзительным взглядом запавших глаз выдают какую-то упрямую волю, отнюдь не располагающую к приятному общению….
… «Прометей» — обобщенное, символизированное изображение головы Карла Маркса, ставшее основой памятника в Ташкенте. Здесь черты лица почти скрыты мощными массами бороды, усов, развевающихся волос, создающих впечатление ветра, вихря, языков пламени. Это обобщенный монументальный портрет, и скульптор здесь вовсе не стремится к тому, чтобы зритель анализировал по чертам лица особенности характера. Ему важно другое: чтобы мы сразу увидели именно Маркса и правильно прочли мысль скульптора, восприняв произведение аллегорически, как образ Прометея, как образ того, кто несет огонь, а стало быть, свет людям. В таком отношении к портрету кроются особенности как раз монументальных портретов-памятников. По сути дела они превращаются в идею, в символ, в аллегорию. Ль первоосновы произведения, то есть от собственно портрета, здесь требуется фактически лишь одно: быстрая мгновенная узнаваемость. Остальное — выражение идеи и творческой воли скульптора. Личность автора, его идейные позиции, его социально-нравственные идеалы играют здесь определяющую роль. Идея Маркса-Прометея, нашедшая, как известно, свое выражение в литературе, воплощена Рябичевым в монументальной пластике.
В своем портретном творчестве второй половины 1960-1970-ых годов Рябичев все более определенно выступает как монументалист. Но все же некоторые изменения в его творчестве происходят, вернее, не столько даже изменения, сколько смещения акцентов. Так, с конца 1960-ых и почти до второй половины 1970-ых годов он почти не уделяет внимания собирательным портретам-типам. его более занимают портреты-памятники, то есть тот вид портретов, который близок к надгробиям. Может быть, это связано и с чисто случайными обстоятельствами с тем, например, что в начале 1970-ых годов ему пришлось выполнить три надгробия: кроме уже знакомой нам Анастасии Андреевны Боруновой («Бабы Насти»), это были надгробия узбекского поэта Мусо Айбека и врача С.Атаханова (оба 1971 г.)
И в двух последних ясно прослеживаются черты портретов-памятников. В них сохраняется индивидуальная характеристика, но она сделана обобщенно, как бы «крупными мазками», четкими объемами и массами. Реальные особенности каждого лишь слегка обозначены. Именно так «обозначена», например, масса волос в портретах М.Айбека и С.Атаханова, так «мазками» словно бы наложены сверху брови, резко очерчены губы. Лица даны в симметричной окаменелости, особенно у С.Атаханова, в его бюсте использована спокойная композиция, своей традиционной статикой не отвелкающая внимания от лица. В надгробии Мусо Айбека ощущается более развитое и непривычное движение -наклоненная голова, — помогающее восприятию поэтического образа. Избранный материал — полированный гранит — не только способствует, но как бы и требует для выражения своей специфики как раз такого оперирования массами и деталями…. «.

Из книги «Скульптор ДМИТРИЙ РЯБИЧЕВ». Издательство «СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК», 1985 год.
Автор: НИКИТА ВОРОНОВ.

Метки: >

Комментарии закрыты.