А.Загряжская: Книга, посвященная творчеству Любови Савельевой называется «В двух мирах». Так была названа и одна из выставок работ Любови Ивановны, так называлась и самая известная статья о ней — талантливом художнике по стеклу. Мастерство автора в разных сферах искусства обычно определяют как многогранность таланта. Подобно лучшим мастерам Возрождения Любовь Савельева с вдохновением пишет стихи, создает рисунки и живописные полотна, стихографику, объединившую и то и другое, но более всего в искусстве Любовь Савельева известна как автор замечательных произведений из стекла, в которых читается яркая индивидуальность и искусное мастерство.
Стеклу мастер придает любую фактуру пространства, воздуха, неба, воды. Порой, кажется, что не герои написаны на стекле, а сами персонажи витают в облаках, или застывают в ледяном холоде своих невеселых настроений. Эмоции ее персонажей всегда на грани – если они счастливы, то слишком, если грустят, то до отчаяния.
Как художник Любовь Савельева формировалась в замечательное в художественном смысле время. Шестидесятые – самые вдохновенные годы советского искусства, золотая пора для творческих людей.Они открывали в искусстве то, что давно было известно западу, и эти открытия на фоне лучших академических школ, которыми наши художники всегда отличались, делали потрясающие прорывы в их мастерстве.
Любовь Савельева: «Я поступила в 60-ом году в Строгановку, закончила в 66-ом. Потом уже начала работать самостоятельно. Это был конец семидесятых.
Очень большое влияние я получила от учителей. У нас был замечательный педагог Смирнов Борис Александрович, он архитектор по образованию. И занимался и стеклом и керамикой, и графикой, и он нас учил этому, говорил: не занимайтесь только одним видом искусства, потому что вы художники, вы должны заниматься всем, так что не останавливайтесь на одном материале, так что, конечно, и все те преподаватели, которые рядом были Галина Александровна Антонова, Светлана Михайловна Бескинская, все они большое влияние оказали и Софья Михайловна Родионова, которая вела у нас рисунок, и познакомила меня с графикой и линогравюрой».
Многими тайнами производства стекла мастера овладели еще в раннем средневековье, но до сих пор современники продолжают свои творческие изыскания. Несмотря на то, что художники передавали секреты искусства исключительно своим ученикам-последователям, так или иначе, искусство распространялось по свету. Из Китая путь стекла шел в Среднюю Азию. В пятом веке мастера стекловары по китайским технологиям получали разноцветное стекло, которое по своим качествам превосходило изделия, привозимые в то время из западных стран. Из стекла делали небольшие флаконы для парфюмерии и как все стеклянные изделия, они в то время ценились очень дорого, предметы интерьера, украшения, бусы. Цветное стекло ценилось как драгоценные камни. Особенно популярными стеклянные изделия становятся в IX — XII веках. Даже обычная бытовая посуда из глины покрывается тонким слоем стекла, что делает ее яркой, практичной и богатой художественными росписями. В российских музеях есть богатые коллекции, рассказывающие об истории и стилях художественного стекла, развитие технологий которого продолжается до сих пор.
Любовь Савельева: «В Корнинге в Америке есть большой Музей Стекла, где есть и мои работы. В наших музеях тоже много прикладных коллекций. В Музее Декоративно-прикладного искусства на Делегатской улице, в Кусково, в Царицино, это самые большие наши основные коллекции».
Искусство стекла – одно из самых сложных. Не смотря на то, что многие технологии имеют вековые истории, до сих пор художники продолжают открывать тайны стекла. Хрупкое и часто непредсказуемое, стекло с благодарностью дарит своим самым преданным мастерам счастье вдохновения и творческих удач.
Любовь Савельева: «Технологию должен, конечно, знать каждый художник, и когда начинаешь что-то делать, предполагаешь, что из этого будет, но бывают иногда и сюрпризы, и ты, если видишь, что это интересно, то их можно оставить. И от них даже оттолкнуться. Бывает, что даже на ошибках каких-то даже и учишься, и чем лучше знаешь технологию, тем точнее получается задумка».
«О моей дипломной работе мне сейчас даже трудно говорить, потому что в те времена нам не разрешали выбирать. Но грустно не от этого. У меня была прекрасная тема — космическая, три пласта, посвященные Юрию Гагарину и Космосу. И вот она не сохранилась, к сожалению, она разбилась. Это было очень давно.. Но и за этого стекло и более ценится, потому что оно хрупкое и часто бьется».
Александра Загряжская.
Интервью для программы «Художественный салон»