ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ РЯБИЧЕВ. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство.
АВТОР: Е.ШМИГЕЛЬСКАЯ. Статья к выставке. 1965 г.
Персональная выставка работ художника — большое событие в его творческой биографии. Такая выставка знаменует собой определенный этап творческого развития, когда создано немало произведений и можно подводить итоги.
Рассматривая картину, скульптуру того или иного автора на всесоюзных, республиканских и других художественных выставках, зритель все внимание обычно сосредоточивает на оценке данного произведения. На персональной выставке шире думается об авторе, хочется понять художника в целом, его стремления, взгляды на окружающие явления жизни и, в свящи со всем этим, — его поиски в области художественной формы.
Выставка работ Д.Рябичева дает представление о нем как о художнике деятельном, ищущем, с широким кругом творческих интересов, в центре которых всегда человек со всеми особенностями его характера и внешнего облика…
…Уже в ранних работах молодой скульптор ставит перед собой определенную задачу и стремится к четкому ее решению. Более или менее удачные в пластическом отношении, эти произведения всегда выражают ясно сформулированную мысль, заключают определенно очерченный образ.
Одна из первых работ Рябичева, созданная в 1954 году, — портрет виноградаря Т.Споривака (гипс). В нем есть еще некоторая рыхлость и измельченость формы, но в то же время чувствуется цельность общего образного и пластического замысла. Пожилой виноградарь изображен скульптором как бы беседующим. Он внимательно смотрит на своего собеседника. Левая рука держит кисть винограда, правая касается отворота куртки. Жесты способствуют правдивой передаче естественного состояния человека. Но в то же время эти элементы жанрового рассказа не дробят целостности образа. Уже в этой ранней работе молодой скульптор проявил понимание специфики круглой скульптуры, ее возможностей.
Портрет режиссера классической оперы Е.Яна (1955, бронза) вылеплен Рябичевым более уверенно, смелее и решительнее очерчен образ. Композиционно-пластическая трактовка портрета, силуэт головы в энергичном движении, смелый обрез бюста, поставленного на небольшой кубик, — все это помогает автору создать образ, передать момент творческого напряжения.
В 1955 году был создан и портрет дважды Героя Социалистического Труда Ф. Генералова. Здесь Рябичев отдает дань характерной для того времени несколько официальной, парадной трактовке образа. Это впечатление подчеркивается и тяжелой массой мраморного бюста. Но надо сказать, что характеристика портретируемого в этой работе очень точна: перед нами хозяин своего дела, работяга, умный, волевой человек.
Параллельно со станковыми произведениями, показанными на всесоюзных и республиканских художественных выставках, Рябичев создает ряд монументальных памятников. В 1956 году памятник герою-комсомольцу Александру Чекалину (гранит). В 1957 — 1958 годах им выполен проект памятника академику И.П.Павлову, показанный на художественной выставке «Советская Россия» (1960). В 1958 году Рябичев создал проект памятника В.И. Ленину для Москвы, памятник А.С. Попову для Краснотуринска и монумент В.И. Ленину для г.Владимира, в 1959 году — памятник дважды Герою Социалистического Труда Ф.Герералову, установленный в селе Дединове. Все эти работы в области монументальной скульптуры завершаются созданием монумента в ознаменование 850-летия г.Владимира (1960) и памятника 14 туркистанским комиссарам (1962, Ташкент), за проекты которых Д.Рябичев получил премии на конкурсах в 1958 и 1959 гг. В этих монументальных произведениях скульптор показал себя достаточно зрелым художником, понимающим существо и значение художественной типизации и символического обобщения в монументальной скульптуре.
Бронзовые фигуры воина, зодчего и современного рабочего во владимирском памятнике, установленные в конхах белокаменного обелиска, цельны и монументальны по образному и пластическому решению, в них есть эпическое звучание, необходимое для исторических образов. В произведениях, созданных в 60-ые годы, скульптор стремится к большой образной и пластической цельности. Правда, эти стремления иногда проявляются в несколько внешней монументальности. Такие тенденции в какой-то мере есть, например, в трехнатурной голове «Узбечка» (1962, известняк), решенной очень декоративно, с несколько подчеркнутой стилизацией в трактовке национальных черт.
Скульптор Дмитрий Борисович Рябичев. Портрет болгарки «Лилианка»
В портрете болгарки («Лилианка», 1963 г.), выполненном в синем граните, декоративность решения смягчается особой теплотой образа, в скульптуре явственнее проступают неповторимо-индивидуальные черты. Но при этом в портрете «Лилианка» есть та образная цельность, которая вырастает из внутреннего содержания, раскрывающего обаяние чистоты и женственности. Более камерно, в лирическом плане, решены женские образы в портрет новатора-передовика, депутата Верховного Совета СССР Тани Крадаш (1964, мрамор) кореянки Любы Ли (1963, гранит).
В 1963 году Рябичев создает монументальный бюст «Хлебороб». Выполненная в две натуральные величины в красном граните, скульптура воплощает полный достоинства и духовного благородства образ героя труда. В том же году Рябичев заканчивает портрет О.Городникова — героя Гражданской войны. В этом произведении, выполненном из дерева, автор удачно использует особенности материала, строя пластическую форму широкими планами. Скульптура эта хорошо передает в облике Городникова характерные черты людей революционной эпохи. Свои стремления к созданию образа большого звучания скульптор наиболее полно воплощает в таких произведениях, как «Звездная мечта» (1963) и «Прометей(1964).
В композиции «Звездная мечта» само название направляет на восприятие скульптуры в символическом плане. И скульптура вполне оправдывает такой замысел. Это не только монументальный портрет пионера космонавтики К.Э.Циолковского. Весь строй скульптуры, ее пластический, композиционный ритм создает образ, раскрывающий глубокое проникновение в далекое будущее, порыв и дерзание. Удачно использован в данном случае и материал — светлый, холодный, как свет звезды, алюминий.
Скульптор Дмитрий Борисович Рябичев. ПРОМЕТЕЙ
В скульптуре «Прометей» Рябичев развивает идею памятника. Карлу Марксу. Название этой скульптуры так же символично. Титан мысли, Прометей, несущий свет подлинной науки о коммунизме, — так представляет себе скульптор образ Маркса и так воспринимает его зритель, глядя на монументальную голову, выполненную в граните. Красный цвет гранита является органическим компонентом образа большой внутренней силы.
В работах Рябичева (60-ых годов) есть подлинный пафоси, что очень важно, понимание реалистической природы символического образа в советском искусстве.
Рассматривая работы Д.Рябичева, все больше убеждается как широк круг его творческих стремлений и интересов. Скульптор настойчиво углубляет создаваемые образы, ищет новые возможности их пластического воплощения. Нередко он возвращается к старым работам, доводя свой первичный замысел до более полного выражения. Так к образу дважды Героя Социалистического Труда Ф.Генералова скульптор обращался два раза, создав в 1955 году его ыпортрет, а в 1959 году — памятник. Несколько раз возвращался скульптор к изображению великого ученого И.П. Павлова. Рябичевым созданы различные варианты портрета кореянки Любы Ли и других работ.
Творческим поискам Рябичева в области скульптуры помогает работа над декоративно-прикладной пластикой. Создавая керамическую посуду, сервизы, скульптор изучает конструкцию формы предметов, возможности цветовых решений. Накопленный опыт используется им в работе над скульптурными произведениями.
Выбор материала скульптуры для Рябичева всегда представляет часть творческого процесса. Материал в его произведениях всегда «работает» на образ, помогает выявлению замысла автора.
Творческая целеустремленность, идейно-образная направленность в создании каждого произведения — необходимые качества для художника.
АВТОР: Е.ШМИГЕЛЬСКАЯ. 1965г.
перепечатано с официального сайта семьи скульпторов Рябичевых
www.ryabichev.com
все права защищены. ссылка на сайт обязательна.