НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ. Выставка-презентация в ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ

Выставка в Совете Федерации


«…в изображении стародавних людей художник обязан быть историком…»
из лекции В.О Ключевского, прочитанной им студентам Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1897 году.

Истинные заслуги перед Отечеством можно оценивать по прошествии эпохи. И может быть, потому подлинные образы многих ярких представителей прошлого сегодня нам неизвестны, не смотря на богатый исторический материал о их жизни и роли в судьбе страны. Именно создание коллекции портретов выдающихся личностей наших дней, поставило Национальную портретную галерею в ряд исключительных художественных проектов. Сама идея создания Портретной галереи — живет с конца 19 столетия, но до сих пор исторический портрет представляют только главные музеи страны. Ирина Махнева и Александр Осипов несколько лет назад начали свой собственный путь в этом направлении.

Князь Лобанов-Ростовский Ирина Махнева и Александр Осипов на выставке

Ирина Махнева, художник, директор ассоциации художников-портретистов России: «У каждого из нас была небольшая коллекция личная это были портреты и современных художников и работы старых мастеров давно ушедших. Но официальной знаковой для галереи датой считается 2004 год, когда мы в лице Международного художественного фонда нашли организацию понимающую и поддерживающую эту идею. И первая выставка, на которой официально идея прозвучала состоялась в Доме Российской Федерации, когда вышло вот такое издание с того времени «История России в лицах», то есть это название проекта Национальной портретной галереи».

Ирина Махнева в мастерской

С тех пор постоянно действующая выставка стала популяризировать идею проекта в обществе, а экспозиции в Московской Городской Думе, в Совете Федерации явились заявкой на поддержку властей.
Ирина Махнева: «И в 2010 году Владимир Путин объявил официально, что назрела идея создания такой портретной национальной коллекции».

2012 год объявлен годом истории в России, в связи с чем, особенное внимание уделяется проектам, освещающим роль личности в истории. В эти дни в Государственном историческом музее работает экспозиция, собранная из коллекций Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея и Третьяковской галереи, в которой представлены портреты выдающихся личностей из разных сословий – портреты дворян, купцов, крестьян, представителей духовенства, военных. Там же состоялась выставка-презентация Национальной портретной галереи. Предполагается, что в будущем проект будет иметь постоянную площадку в бывшем Музее Ленина в Москве, но цель авторов идеи – путешествие их коллекции по российским городам.

Выставка "История России в лицах"

В мастерской Ирины Махневой

Ирина Махнева: «Что такое портрет – это форма исторической памяти. В год истории России мы видим свою миссию в воссоздании галереи образов людей, которые внесли свою лепту, в национальную историю страны. Поэтому мы будем продолжать свою деятельность, чтобы популяризировать историю страны, и пробуждать интерес, когда люди еще раз видят портреты великих людей, за которыми стоят их великие дела и судьбы, они начинают понимать за что ценить свою страну».

Национальная Портретная галерея сегодня – это группа единомышленников – историки, искусствоведы, коллекционеры, художники. В государственной части национальной портретной галереи принято решение размещать портерты личностей до 1917 года. Но в своей московской мастерской Ирина Махнева пишет портреты и тех, чья судьба в далеком прошлом ее особенно заинтересовала и своих современников.

Ирина Махнева о портрете Эдиты Пьехи: «Хотелось передать особенное состояние после концерта, актриса в гримерке, но душа ее еще там, с публикой, и потому лицо еще светится вдохновением …. »

Лжедмитрий – противоричивые отзывы современников и историков о личности сподвигли Ирину воплотить этот образ.

Ирина Махнева: «Семнадцатый век – это эпоха, которую я изучала особенно пристально, Лжедмитрия называли и западным продвиженцем и интеллигентным образованным человеком. У меня вся работа начинается с книг и исторических документов, а потом происходит обратное, когда зритель оказывается поражен образом, созданным художником, ему хочется больше о нем узнать»

Казалось бы, образы наших известных современников растиражированы сотнями изданий, но живописный портрет – особенный жанр, который не заменяют миллионы фотографий.
Очень важно то, что портреты рассказывают не только о том, как выглядел человек, но и многое о его характере, переживаниях, чувствах, что возможно передать истинному художнику.
В мастерской Ирины портреты любимых Чюрлениса и Врубеля, и не смотря на то, что известны многие изображения обоих художников, для Ирины главным так же здесь стало желание передать в портретах то, что волновало их особенно.

«Он не имел предшественников и не оставил сколько-нибудь серьезных последователей», – пишут о Чюрленисе. И это говорит о том, что он был особенный для своей эпохи, как стал бы, возможно, особенным для любой другой.
«Невозможно передать всю красоту, которую видит Врубель своим внутренним взором» — говорит Ирина. За спиной художника горние дали, и зритель понимает, что мир остается прекрасным, несмотря на переживания и трагедии.

"Невозможно передать красоту, которую видит Врубель своим внутренним взором" Ирина Махнева. Портрет Врубеля

Ирина Махнева: «Когда мы отбираем портрет в коллекцию нашего музея, мы руководствуемся, прежде всего, иконографическим принципом – это человек, его изображение, его судьба и роль в истории. При этом, случается, что человек этот не популярен, не прописан в энциклопедии, но когда знакомишься с его историей, узнаешь его судьбу, понимаешь, что эту судьбу нельзя вырвать из контента истории. Понимаешь, этот яркий представитель своей эпохи вместе со своими современниками ее создавал. А что касается направлений живописи, то портреты могут быть разными по технике и стилям».

В 2012 году, объявленном годом истории России у Национальной портретной галереи много планов, как, впрочем, и в любое другое время, что помогло авторам идеи пройти значительный путь от частных коллекций до национального проекта.

Александра Загряжская.
фото: Александры Загряжской и из личного архива Ирины Махневой

Метки: > > > > > > > > >

Комментарии закрыты.