В залах Российской академии художеств – Галерея искусств Зураба Церетели (ул. Пречистенка, 19) открыта уникальная выставка «Народная икона», на которой представлены экспонаты из музейных и частных собраний. Впервые в России народная икона будет показана в музейном пространстве столь широко. В прошедшем году состоялись две выставки, посвященные народной иконе – в Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и в Музейном комплексе села Вятское Ярославской области, вызвавшие, невзирая на их скромные масштабы, огромный интерес у публики и специалистов,.
В составе выставки в Москве – около 400 экспонатов более чем из 30 коллекций. Географические координаты проекта простираются от Сибири до Эстонии.
Экспонаты покажут Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Церковно-археологический музей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, ведущие собиратели искусства и знатоки иконописи – Евгений Ройзман, Александр Ильин, Вячеслав Момот, Михаил Чернов и многие другие.
Культурный пласт, подходящий под определение «народная икона», включает в себя не только традиционные для иконописи произведения живописи на доске, но и изображения на холсте, искусство финифти, меднолитую пластику, вотивные подвески и предметы народного и религиозного быта. Все грани этого уникального явления российской культуры можно будет увидеть в залах на Пречистенке.
Трудно переоценить общественную и научную значимость проекта, куратором и руководителем которого является доктор искусствоведения Ирина Бусева-Давыдова, известный исследователь иконописи. По ее словам, «народная икона лишь относительно недавно стала объектом коллекционирования и изучения, поэтому до сих пор не сложилось единого понимания термина, нет определенности в вопросах о времени возникновения этого феномена, о социальной принадлежности и творческом методе мастеров, о взаимоотношении понятий «народное», «самодеятельное», «ремесленное», «профессиональное», «наивное», «примитив». В «деревенских» иконах обычно видели только упрощенный вариант высокого иконописания, не обладающий самостоятельной художественной ценностью.
Однако народная икона, вне всякого сомнения, является неотъемлемой частью народного искусства и народной культуры, которые не сводятся к примитивизации культуры и искусства верхних слоев общества.
Иконы, созданные бесхитростными «богомазами», играли огромную роль в жизни русского народа, отражая основополагающие представления о святом и прекрасном».
Выставка продлится до 16 августа
Пресс-служба Российской Академии Художеств
тел.(495) 637-4771, 637-2569, e-mail: adv@rah.ru; adv2@rah.ru ; rah1757@yandex.ru