Александр Рябичев лепит портрет отца, 1981 г.
В этом 2011 году известному скульптору-монументалисту Дмитрию (Даниилу) Рябичеву исполнилось бы восемьдесят пять. Он родился в Украине в 1926 году и, как многие самые отчаянные мальчишки, ушел на войну в 16 лет, приписав в военкомате к своему возрасту два года. Этот факт жизни открывает творческую биографию скульптора и объясняет его характер. «Повзрослев» для фронта, он изменил и имя. Так у Даниила Рябичева появился псевдоним, под которым он и вошел в историю искусства — Дмитрий Рябичев.
Война учила быть сильными. Дмитрий Рябичев особенно ценил это качество в людях. И после войны, закаленному фронтом скульптору, сила характера помогала оставаться верным своим идеалам в творчестве, побеждать трудные обстоятельства и переживания, с которыми неразрывно связано искусство большого художника.
Масштабная композиция, посвященная подвигу героев войны в городе Омске занимает пространство в сотни метров. Между воином-победителем, и его семьей расставлены монументальные камни, с высеченными на них рельефами боевых сюжетов. Так война разделила жен и мужей, возлюбленных, оставшихся в тревожном ожидании, которое читается на скульптурных лицах женщины и мальчика, с надеждой вглядывающихся в даль, из которой возвращается самый дорогой им человек. Работе над композицией был посвящен ни один год. Для образа мальчика послужил портрет сына скульптора – десятилетнего Александра.
Стремление к подвигу — суть каждой композиции, над которой работал Дмитрий Рябичев. Сила характера читается в портретах всех композиций Дмитрия Рябичева, изображающих простых людей и великих ученых, деятелей науки и культуры, и конечно, защитников Отечества, Победителей, к которым относился и сам скульптор.
Скульптор Дмитрий Рябичев в своей мастерской.
Чувство глубокой ответственности за современников в Дмитрии Рябичеве проявлялось буквально во всем – во фронтовых подвигах, в искусстве, возвышающем человека, и в сопричастности к судьбе каждого, с кем он был дружен или просто знаком. К людям Дмитрий Борисович всегда относился с пониманием и любовью, прощал слабости, возвеличивал достоинства.«Он не был романтиком или мечтателем, — говорит сын скульптора Александр Рябичев, — но он хотел подружить весь мир, мечтал воплотить проект, создать композицию, в которой бы читались единство всех религий и дружба всех людей. Он был настоящим реалистом, но, казалось бы, такая несбыточная мечта человечества – жить в полном согласии всех и со всеми, была его темой. Потому что ему самому удивительным образом удавалось сохранять равновесие отношений между всеми окружающими его людьми».
А окружение Дмитрия Рябичева всегда было многочисленным. «Скульптор Рябичев создал целую скульптурную империю», — говорили о нем его коллеги. В его проектах были задействованы десятки профессионалов. Мастерская Рябичева для него самого в первую очередь была храмом Искусства, где рождались и воплощались художественные идеи. Монументальные скульптурные композиции для разных городов России, посвященные подвигам героев, памятники выдающимся историческим личностям и простым людям.
Необычайная работоспособность Дмитрия Рябичева поражала. Его мастерская на Светлом проезде, стала вторым домом и для Дмитрия Рябичева и для сына скульптора Александра и для многих других их коллег.
Скульптуры Александра Рябичева «Музыканты», бронза
Как только Александр творчески созрел, он стал участником почти всех проектов отца. На протяжении многих лет оба скульптора работали вместе в России и за рубежом. Самой актуальной темой в творчестве Александра оказалась тема русской деревни. Городской мальчик Саша Рябичев был с детства влюблен в лошадей и деревню, куда уезжал в каникулы. Портреты деревенских жителей воплотились в работах «Переславский самовар», «Дядя Миша», «Деревенская идиллия».
Скульптура Александра Рябичева «Деревенская идилия», бронза
Сегодня художественные традиции семьи продолжает дочка Александра Рябичева Даниэла, ученица Московского художественного лицея Российской Академии художеств.
Даниэла Рябичева, из цикла «Театр»
Названная в честь дедушки Даниэла в каникулы пишет те же пейзажи, которые в детстве писал на пленэре ее отец – стены кремля Ростова Великого, храмы Переславля Залесского, деревянные домики Суздаля.
Даниэла Рябичева, Автопортрет «Бабушкины бусы», 2011г.
Путешествие по Золотому кольцу – семейная традиция Рябичевых, основанная еще дедушкой и бабушкой Даниэлы Валентиной Ивановной Боруновой – известным искусствоведом.
Валентина Ивановна Борунова, жена скульптора Дмитрия Борисовича Рябичева, 1971г.
Дмитрий Борисович Рябичев, 1971г.
Есть еще одна традиция семьи – экспозиция «Династия». В День Рождения Дмитрия Рябичева скульптор Александр Рябичев, его дочки София и Даниэла и жена — фотохудожник и тележурналист Александра Загряжская приглашают друзей и коллег на художественную выставку, которая уже несколько лет знакомит с творческим наследием и новыми работами семьи.
Александр Рябичев и Александра Загряжская в Творческой мастерской Рябичевых на Светлом проезде, 1993 г.
28 апреля в галерее «Колорит» на Малой Дмитровке состоится выставка «Семья художника», в которой будут представлены работы ярких мастеров современности, принадлежащих художественным династиям.
В экспозиции будут представлены работы:
Дмитрия Рябичева,
Александра Рябичева,
Даниэлы Рябичевой,
Владимира Колесникова,
Юрия Колесникова
Алексея Гландина,
Иветы Салганик,
Леонида Гландина,
Леонида Рабичева,
Виктории Шумилиной,
Федора Рабичева,
Евгения Рабичева
Скульптура Александра Рябичева «Ты и я», дерево
Метки: Александр Даниилович Рябичев > Александр Рябичев > Александра Загряжская > Галерея "Александр" > графика > Даниэла Рябичева > Дмитрий Рябичев > живопись > литье из бронзы > скульптор Дмитрий Борисович Рябичев > скульптура > София Загряжская > Творческая мастерская Рябичевых